Ду ю спик инглиш, или English level assessment в ITSupportMe

Неделю назад в ITSupportMe сотрудники в очередной раз проверили свой уровень владения английским языком. Для чего это делается, как проходят занятия в компании, может ли взрослый айтишник поднять свой инглиш с нуля и нужно ли вот это вот все, скажем, рядовому разработчику — об этом и многом другом разговариваем с нашим English instructor Юлией Шмыговской.

Правда ли, когда говорят, что английский — это второй рабочий инструмент айтишника?

Однозначно. Если IT-специалист стремится достичь высокого профессионализма, английский язык для него — это must-have. Ведь именно на английском языке написаны большинство мануалов, профессиональных курсов для повышения квалификации, а также большое количество узкопрофильной литературы. В работе ребята зачастую сталкиваются со сложными задачами и проблемами, решение которых можно найти в англоязычной части Интернета.
И вообще, хороший IT-специалист должен владеть английским на хорошем уровне. Т.к. большая часть заказов поступает от иностранных компаний и, соответственно, общение с заказчиком и коллегами происходит на английском языке.

Расскажи, как проходят занятия английским в ITSupportMe?

В настоящее время в компании существует 5 групп изучающих разные уровни (от А1 до С1). Каждая из групп занимается 1 раз в неделю, и занятия носят стимулирующий характер. Работники могут посещать несколько групп одновременно.

Что изменится в этом году?

Недавно было принято решение увеличить количество занятий для групп изучающих уровень B1 и B2 (по 2 в неделю),а также оставить как прежде 1 занятие для группы С1. С октября количество студентов в группах будет фиксированным (по 8 человек) и посещать эти занятия смогут те, кто заинтересован в обучении и готов регулярно посещать уроки, а также выполнять домашние задания.

Намечается ли какая-то динамика во владении иностранным языков у сотрудников?

Самое большое счастье для преподавателя — видеть успехи учеников. И я с полной уверенностью могу сказать, что я счастлива. Результат регулярных занятий ощутим, особенно для ребят, которые начали заниматься, имея базовый или элементарный уровень владения языком. Студент среднего уровня может застрять в своей зоне комфорта, перестав прогрессировать. От них я слышу: «У меня нет склонности к языкам», «Как не мог говорить, так и не говорю», «Это мой потолок». Это называется эффект плато. И эту стадию можно преодолеть. Для прорыва нужна реальная мотивация, а еще лучше — реальная победа. Я советую ставить цели: сдать международный экзамен для подтверждения уровня, например.
На прошлой неделе проводя тестирование, я была приятно удивлена ответами студентов на устной части теста. В целом, хочу сказать, уровень многих вырос, у остальной части остался примерно таким же как и год назад, но, однозначно, не стал ниже.

Отличаются ли айтишники от студентов из другой области?

Айтишники — люди разносторонние, большинство из них имеют увлечения помимо рабочих процессов, поэтому и поговорить с ними можно на разные темы. Это современные люди, которые в курсе событий в мире, знакомы с новыми веяниями не только в сфере IT-технологий. Их сильная сторона — умение логически мыслить, что важно для изучения грамматики; а также запас слов, которым они овладели как только начали знакомство со своей специальностью.

Какие нестандартные, неформальные подходы ты как преподаватель исповедуешь?

За 5 лет работы в компании я много чего перепробовала. Мое кредо — не повторяться. Я не пользуюсь одним учебником, это всегда комбинация заданий, подобранных под конкретную аудиторию. На занятиях не должно быть скучно ни студентам, ни преподавателю. И чтобы разбавлять не  всеми любимые правила, мы разбираем и поем известные современные песни, переводим фильмы, играем в настольные игры, и ролевые игры, дома ребята смотрят сериалы и выполняют задания по ним. Чтобы подстегнуть интерес сотрудников к изучению английского, мы дважды проводили английский марафон, а также вечер кино.
В своей практике я организовывала дискуссионные клубы (online и offline), вечера караоке, а также уроки на свежем воздухе.

Для чего проводится проверка уровня знаний английского в IT-компании?

В этом году был 3-й раз, когда мы проверяли уровень владения английским. Т.е. тестирование стало ежегодной традицией. Это помогает не только взбодрить ребят и напомнить о важности английского в работе, но и оценить успехи. Это и есть небольшой мотиватор для обучения. Проверка знаний необходима в любом образовательном процессе, а для руководства компании эта проверка — индикатор уровня специалиста. Назначая сотрудников на работу над проектом, они будут владеть актуальными сведениями о том, насколько эффективно сотрудник может общаться с заказчиком на английском языке.

Какие способы проверки самые действенные? На какие моменты ты особенно обращаешь внимание?

В этом году было принято решение проверить устную и письменную речь сотрудников компании. Причем проверка направлена не только на повседневный английский, но и бизнес-лексику, на умение общаться с интервьюером на профессиональные темы. Студенты писали эссе и бизнес-письмо, здесь важно сохранять логику, донести основную идею, а также использовать разнообразную лексику. Письменный этап тестирования и часть устного задания приближены к стандартам международных экзаменов TOEFL и IELTS.

Волнуются ли ребята? Что бы ты посоветовала, чтобы избежать волнения и выложиться во время тестирования на все 100?

Да, для многих это был волнительный момент, особенно для новых сотрудников, тех, кто впервые проходил тестирование, и тех, кто не посещает занятия и не знаком со мной. Нужно понимать, что никто не заинтересован в плохом результате, и проверка — это не способ кого-то обесценить, а возможность оценить достигнутый результат.

Каков твой предварительный прогноз по поводу тестирования в этом году? Все молодцы? Или на что-то нужно обратить внимание?

Умники и умницы, потому что нашли слова, нашли в себе силы выразить свои мысли на две страницы A4. Звездочки, потому что отвечали на непонятные мне технические вопросы и говорили, пока пересыпался песок в часах. Те, кто английским не занимался в течение года, знают это и объективно себя оценивают. Нужно приложить усилия, чтобы убрать фактор, мешающий профессиональному росту. Начать заниматься не с понедельника, а сейчас и, самое главное, регулярно.

Ну, и куда же без совета от профи. С чего начать взрослому в изучении английского?

Начать стоит с организации своего времени. Нужно оценить, каким свободным временем ты располагаешь и придерживаться регулярности. Не больше, а чаще. Едешь на работу? Слушай подкасты, аудиокниги. Едешь с работы? Устал? Какой английский? Слушай песни. Вечером смотри любимые сериалы, короткие видео, проговаривай фразы. Утром мотивируйся Ted Talks. Стоишь в очереди? Открывай приложение по изучению слов и пополняй свой запас. Выходные? Открывай новостные сайты, читай. Доставай Мерфи и делай уже эти грамматические упражнения. Без грамматики никак. Посещай разговорные клубы, общайся в интернете, общайся с коллегами (устройте у себя в кабинете час английского языка и решайте все вопросы только на нем). И, в конце концов, найди в себе силы прийти на занятие в ITSupportMe.